ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ На главную страницу ЭЛЕКТРОННЫЕ УСТРОЙСТВА

Каталог схем            Разработка устройств            Барахолка            Ссылки            Обратная связь            Форум


Трехканальный автомобильный УМЗЧ
стерео + канал сабвуфера


Трехканальный автомобильный УМЗЧ с сабвуфером

Все началось с того, что мне подарили низкочастотный автомобильный динамик - сабвуфер. Покупать заводской усилитель не было ни малейшего желания, из за высокой цены на него. Обошлось все только покупкой ящика, пары не дорогих микросхем и кучке мелких деталей. Так и родился этот усилитель, схема которого показана на рисунке.

Усилитель 3-х канальный. Что позволяет использовать его не только для раскачки сабвуфера, но и, например, задних колонок. Основной канал усиления собран на микросхеме TDA1554, это самая простая часть усилителя, т.к. микросхема практически не требует объвесных элементов. ФНЧ собран на микросхеме LM324, представляющей из себя набор из 4-х операционных усилителей. ФНЧ содержит фазовращатель, смеситель и собственно фильтр низких частот. Отфильтрованный сигнал усиливается микросхемой TDA1562. Особенность этой микросхемы то, что она работает в Н - режиме, позволяя получить выходную мощность 70 Вт, при напряжении питания 12 Вольт. Кроме того, в усилителе установлено стандартное автомобильное реле, включающее усилитель, при включении автомагнитолы. Все микросхемы имеют цепи плавного запуска, исключающие щелчки при переходных процессах во время включния-выключения.

Вариант печатных плат

В качестве корпуса усилителя использован корпус неисправной автомагнитолы. Ее "родной" радиатор использован для охлаждения микросхемы TDA1554. Для охлаждения микросхемы TDA1562 использован радиатор от старого слотового процессора типа Pentium II. Этот радиатор идеально подошел по размерам. Все проводники к усилителю подключаются через простые и удобные зажимы. На переднюю панель выведены ручки переменных резисторов и индикаторные светодиоды.

Усилитель

Сабвуфер и усилитель установлены в багажнике автомобиля. Провода питания усилителя подводятся прямо от клемм аккумулятора, эти провода должны быть максимально возможного сечения (я использовал жилы из кабеля, с диаметром медной жилы 4 мм).

Усилитель

Спустя год эксплуатации автомобильного усилителя, отмечено не очень хорошее формирование сабвуферного сигнала. Было решено исправить этот недостаток. Схема формирователя несколько изменилась, также была применена другая микросхема (по цоколевке 1 в 1), на мой взгляд звучание стало на много лучше.

Нажмите для увеличения (в новом окне)
Сдвоенный переменный резистор R16-R17 включается так, чтобы при вращение в одну сторону сопротивление обоих резисторов увеличивалось, а вдругую - уменьшалось!

Изменения прекрасно видны на схеме. Я исключил совершенно не нужный фазовращатель +180 и добавил еще один каскад НЧ фильтра, для лучшего подавления средних частот. Также уменьшена разделительная емкость на входе, что снизило проникновение инфразвуков в сабвуфер. При отсутствии микросхемы TL074, можно как и в предыдущей схеме, использовать LM324, но результат будет незначительно хуже.

Новый формирователь собран на печатной плате точно такого же размера, что и предыдущий, чтобы легко было произвести замену.




СКАЧАТЬ - рисунки печатных плат усилителя и обоих версий формирователя.

ФОРУМ - обсуждение этого или других устройств, вопросы и консутльтации.




Дата публикации: 29.07.2009

Разработка схемы, сборка и тестирование: Mamed



Рейтинг@Mail.ru Рейтинг Avto.ru Rambler's Top100 7gear © идея и дизайн MAMED
Любое использование материалов сайта
без согласования с автором
з а п р е щ е н о !

Используются технологии uCoz